
ПУТЬ К МОРЮ
В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до посёлка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.
Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть посёлок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошёл в другом направлении. Шёл он долго, пока не дошёл до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой и решил остаться там. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия
Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле неё уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное бельё. Она предложила ему остаться с нею, так как её муж ушёл на войну и не вернулся. Мужчина согласился.
Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил всё, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шёл с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.
Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на неё в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провёл много счастливых лет. А вдали на горизонте увидел голубое, бескрайнее море.
И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слёзы сожаления заметил ещё, что все дороги, по которым он шёл, вели к морю, но только ни одну из них он не прошёл до конца.
Не всякий способен воспринять заключенную в притче мудрость, и уж тем более не всякий способен сделать это сразу.
Суфийская притча
"Взгляд силы"
Дервишу, который учился у ног
великого суфийского учителя, было велено усовершенствовать знание
упражнений по чувствительности, а затем вернуться к своему мастеру для дальнейших указаний. Он удалился в лес и стал концентрироваться на внутреннем созерцании с огромной силой и прилежанием до тех пор, пока почти ничто не могло побеспокоить его.
Однако он недостаточно хорошо концентрировался на необходимости в равной степени удерживать в сердце все свои цели, и жажда добиться успеха в упражнении оказалась несколько сильнее, чем решимость
упражнений по чувствительности, а затем вернуться к своему мастеру для дальнейших указаний. Он удалился в лес и стал концентрироваться на внутреннем созерцании с огромной силой и прилежанием до тех пор, пока почти ничто не могло побеспокоить его.
Однако он недостаточно хорошо концентрировался на необходимости в равной степени удерживать в сердце все свои цели, и жажда добиться успеха в упражнении оказалась несколько сильнее, чем решимость
вернуться в ту школу, из которой он
был послан медитировать.
И случилось так, что однажды, когда он концентрировался на своем внутреннем "Я", слабый звук достиг его слуха. Раздраженный этим, дервиш взглянул вверх на ветви дерева, откуда, казалось, доносился звук, и увидел птичку. В голове у него мелькнула мысль, что какая-то птичка не имеет права мешать упражнениям столь преданного своему делу человека. Как только он осознал эту мысль, птичка упала к его ногам мертвой.
Здесь следует сказать, что дервиш был только в самом начале суфийского пути и еще не понимал, что вдоль всего пути есть испытания. Все, что он смог постичь в тот момент, так это то, что достиг такой силы, которой не обладал ранее. ОН смог убить живую тварь или, может быть, она была убита иной силой, находящейся вне его, за то, что помешала его самоуглублению! Должно быть, я действительно великий суфий, - подумал дервиш.
Он встал и направился в ближайший город. Добравшись туда, он заметил хорошенький домик и решил попросить там чего-нибудь поесть. Когда на его стук какая-то женщина отворила дверь, дервиш сказал:
- Женщина, принеси мне пищи, ибо я - продвинувшийся дервиш, а в том, чтобы накормить находящегося на Пути, есть заслуга.
- Так быстро, как только смогу, почтенный дервиш, - ответила она и исчезла внутри.
Однако прошло довольно много времени, а женщина все не возвращалась. С каждым мгновением дервиш становился все более и более нетерпеливым. Когда женщина вернулась, он сказал ей:
- Почитай за счастье, что я не направил на тебя гнев дервиша, ибо разве не известно, что из-за непослушания Избранным может случиться несчастье?
- Несчастье действительно может случиться, если не способен воспрепятствовать ему благодаря своему собственному опыту, - ответила женщина.
- Как ты смеешь мне так отвечать! - вскричал дервиш. - И что ты хочешь этим сказать?
- Я лишь хочу сказать, - сказала женщина, - что я не птичка на лесной опушке.
При этих словах дервиш оторопел.
- Мой гнев не причиняет тебе вреда, и ты даже читаешь мои мысли, - пробормотал он.
И он попросил женщину стать его учителем.
- Ты ведь ослушался своего первоначального учителя, поэтому и у меня потерпишь неудачу, - сказала женщина.
- Ну, по крайней мере, скажи мне, каким образом ты достигла более высокого уровня понимания, чем я, - спросил дервиш.- Повинуясь моему учителю. Когда он приглашал меня к себе, то говорил мне, чтобы я внимательно относилась к лекциям и упражнениям; в остальное время я должна была рассматривать свои мирские задачи как упражнения. Таким образом, хотя я не слышала о нем годами, моя внутренняя жизнь постоянно расширялась, давая мне те силы, что ты видел, и много других.
Дервиш вернулся в теккию к своему учителю для дальнейшего руководства. Мастер, когда тот появился, отказался обсуждать с ним что-либо, а просто сказал:
- Отправляйся служить под руководством такого-то мусорщика, который чистит улицы в таком-то городе.
Дервиш с большим почтением относился к своему учителю и поэтому направился в указанный город. Но когда он прибыл туда и увидел покрытого грязью мусорщика, то от отвращения не смог подойти к нему, даже представить себя его слугой он не смог.
Пока дервиш стоял в нерешительности, мусорщик сказал, обратившись к нему по имени:
- Ладжавард, какую птичку ты убьешь сегодня? Ладжавард, какая женщина сможет прочесть твои мысли сегодня? Ладжавард, какую неприятную обязанность возложит на тебя твой учитель завтра?
Ладжавард спросил его:
- Как ты можешь читать, что у меня в уме? Как может мусорщик делать то, что не под силу благочестивому отшельнику? Кто ты?
Мусорщик сказал:
- Некоторые благочестивые отшельники могут делать эти вещи, но не делают их для тебя, ибо у них есть другие дела. Для тебя я выгляжу мусорщиком, потому что это мое занятие. Тебе не понравилась работа, значит тебе не понравился и человек. Если ты воображаешь, что святость состоит в омовениях, поклонах и медитации, то ты никогда не достигнешь ее. Я достиг своих нынешних способностей, потому что никогда не думал о святости - я думал о долге. Когда люди учат тебя долгу перед твоим мастером или долгу перед чем-нибудь святым, они учат тебя долгу, глупец! Все что ты можешь видеть, так это "долг перед человеком" или "долг перед храмом". Поскольку ты не можешь сосредоточиться на долге, то ты все равно, что заблудший.
И Ладжавард, когда смог забыть, что он - слуга мусорщика, и понял, что быть слугой - это долг, стал тем человеком, которого мы знаем как Просветленный, Чудотворец, Шейх Абдурразад Ладж-варди из Бадахшана.
И случилось так, что однажды, когда он концентрировался на своем внутреннем "Я", слабый звук достиг его слуха. Раздраженный этим, дервиш взглянул вверх на ветви дерева, откуда, казалось, доносился звук, и увидел птичку. В голове у него мелькнула мысль, что какая-то птичка не имеет права мешать упражнениям столь преданного своему делу человека. Как только он осознал эту мысль, птичка упала к его ногам мертвой.
Здесь следует сказать, что дервиш был только в самом начале суфийского пути и еще не понимал, что вдоль всего пути есть испытания. Все, что он смог постичь в тот момент, так это то, что достиг такой силы, которой не обладал ранее. ОН смог убить живую тварь или, может быть, она была убита иной силой, находящейся вне его, за то, что помешала его самоуглублению! Должно быть, я действительно великий суфий, - подумал дервиш.
Он встал и направился в ближайший город. Добравшись туда, он заметил хорошенький домик и решил попросить там чего-нибудь поесть. Когда на его стук какая-то женщина отворила дверь, дервиш сказал:
- Женщина, принеси мне пищи, ибо я - продвинувшийся дервиш, а в том, чтобы накормить находящегося на Пути, есть заслуга.
- Так быстро, как только смогу, почтенный дервиш, - ответила она и исчезла внутри.
Однако прошло довольно много времени, а женщина все не возвращалась. С каждым мгновением дервиш становился все более и более нетерпеливым. Когда женщина вернулась, он сказал ей:
- Почитай за счастье, что я не направил на тебя гнев дервиша, ибо разве не известно, что из-за непослушания Избранным может случиться несчастье?
- Несчастье действительно может случиться, если не способен воспрепятствовать ему благодаря своему собственному опыту, - ответила женщина.
- Как ты смеешь мне так отвечать! - вскричал дервиш. - И что ты хочешь этим сказать?
- Я лишь хочу сказать, - сказала женщина, - что я не птичка на лесной опушке.
При этих словах дервиш оторопел.
- Мой гнев не причиняет тебе вреда, и ты даже читаешь мои мысли, - пробормотал он.
И он попросил женщину стать его учителем.
- Ты ведь ослушался своего первоначального учителя, поэтому и у меня потерпишь неудачу, - сказала женщина.
- Ну, по крайней мере, скажи мне, каким образом ты достигла более высокого уровня понимания, чем я, - спросил дервиш.- Повинуясь моему учителю. Когда он приглашал меня к себе, то говорил мне, чтобы я внимательно относилась к лекциям и упражнениям; в остальное время я должна была рассматривать свои мирские задачи как упражнения. Таким образом, хотя я не слышала о нем годами, моя внутренняя жизнь постоянно расширялась, давая мне те силы, что ты видел, и много других.
Дервиш вернулся в теккию к своему учителю для дальнейшего руководства. Мастер, когда тот появился, отказался обсуждать с ним что-либо, а просто сказал:
- Отправляйся служить под руководством такого-то мусорщика, который чистит улицы в таком-то городе.
Дервиш с большим почтением относился к своему учителю и поэтому направился в указанный город. Но когда он прибыл туда и увидел покрытого грязью мусорщика, то от отвращения не смог подойти к нему, даже представить себя его слугой он не смог.
Пока дервиш стоял в нерешительности, мусорщик сказал, обратившись к нему по имени:
- Ладжавард, какую птичку ты убьешь сегодня? Ладжавард, какая женщина сможет прочесть твои мысли сегодня? Ладжавард, какую неприятную обязанность возложит на тебя твой учитель завтра?
Ладжавард спросил его:
- Как ты можешь читать, что у меня в уме? Как может мусорщик делать то, что не под силу благочестивому отшельнику? Кто ты?
Мусорщик сказал:
- Некоторые благочестивые отшельники могут делать эти вещи, но не делают их для тебя, ибо у них есть другие дела. Для тебя я выгляжу мусорщиком, потому что это мое занятие. Тебе не понравилась работа, значит тебе не понравился и человек. Если ты воображаешь, что святость состоит в омовениях, поклонах и медитации, то ты никогда не достигнешь ее. Я достиг своих нынешних способностей, потому что никогда не думал о святости - я думал о долге. Когда люди учат тебя долгу перед твоим мастером или долгу перед чем-нибудь святым, они учат тебя долгу, глупец! Все что ты можешь видеть, так это "долг перед человеком" или "долг перед храмом". Поскольку ты не можешь сосредоточиться на долге, то ты все равно, что заблудший.
И Ладжавард, когда смог забыть, что он - слуга мусорщика, и понял, что быть слугой - это долг, стал тем человеком, которого мы знаем как Просветленный, Чудотворец, Шейх Абдурразад Ладж-варди из Бадахшана.
Наглядный пример.
Человек
пришёл к великому Учителю Бахауддину, основателю ордена Накшбанди, и
попросил помочь ему в его проблемах и в руководстве на пути.
Бахауддин велел ему отказаться от духовных занятий и немедленно
покинуть обитель. Добросердечный посетитель попытался протестовать
против такого решения.
— Ты получишь знак — это будет тебе наглядным примером, — сказал мудрец, многозначительно подняв палец...
В этот момент в комнату через открытое окно неожиданно влетела птица
и начала метаться, не зная, как вылететь. Суфий подождал, пока птица
усядется около единственного открытого окна в зале, а затем неожиданно
громко хлопнул в ладоши. Испуганная птица вылетела прямо через окно на
свободу.
Тогда Бахауддин сказал:
—Для неё этот звук был чем-то вроде шока, даже оскорбления; ты не согласен?
Момент во времени
— Что есть Судьба? — спросил у Насреддина один ученый.
— Бесконечная последовательность взаимосвязанных событий, причем каждое влияет на другое.
— Это едва ли удовлетворительный ответ. Я верю в причину и следствие.
— Очень хорошо, — сказал Мулла. — Взгляните-ка сюда.
Он указал на процессию, проходившую по улице.
— Этого человека ведут вешать. Потому ли это, что кто-то дал ему серебренную монету и он купил на эти деньги нож которым он совершил убийство; или это потому, что кто-то увидел, как он совершил его; или потому, что никто не остановил его?
Клятва.
Один человек, измученный бесконечными неудачами, поклялся, что, если несчастья оставят его, он продаст свой дом и раздаст все деньги, которые получит за него, нищим.Через некоторое время судьба стала милостивой к нему, и он вспомнил о своей клятве. Но ему не хотелось терять так много денег, и тогда он придумал выход из положения.
Он объявил, что продаёт свой дом, но с кошкой в придачу. За дом он просил одну серебряную монету, а за кошку — десять тысяч.
Вскоре пришёл покупатель и купил дом и кошку. Одну монету, полученную за дом, человек отдал беднякам, а десять тысяч, вырученные за кошку, оставил себе.
Многие люди мыслят так же, как этот человек. Они решают следовать какому-нибудь учению, но свою связь с ним истолковывают так, как им выгодно. До тех пор, пока они не преодолеют этой тенденции путём особой тренировки, они вообще не смогут учиться.
Во Сне и Наяву
Восприятие
сумасшедшего
Жил некий сумасшедший, не
желавший принимать участие в общих молитвах. В одну из пятниц, с большим трудом, люди всё же уговорили его присутствовать. Но как только ведущий собрание начал читать молитву, сумасшедший стал издавать ослиные крики. |
Остальные, решив, что он просто
поддался приступу умопомешательства и, в то же время желая помочь ему,
обратились к нему:
— Я только делал то, что и
ведущий. Когда он начал петь, он покупал осла, я и заорал как осёл!
Когда это странное замечание
пересказали ведущему, тот признался:
— Когда я произносил: «Бог превыше всего», я на самом деле думал о своём
хозяйстве. А когда я дошёл до фразы: «Слава Господу», я подумал, что мне
следовало бы купить осла. Именно в этот миг я услышал чьи-то вопли.Роскошь и простота
Суфийский старец Джунайд учил путем демонстрации, используя метод,
когда он самой своей жизнью показывал то, что хотел продемонстрировать.
Вот пример:
Однажды его посетила группа искателей и увидела, что он сидит в окружении невообразимой роскоши.
Эти люди оставили его и направились к дому крайне сурового и аскетичного святого человека, чье окружение было так просто, что у него не было ничего, кроме подстилки и кувшина с водой.
Один из искателей сказал:
- Простота вашего поведения и суровая обстановка гораздо больше нам по вкусу, нежели показные и кричащие излишества Джунайда, который, похоже, сошел с Пути Истины.
Аскет тяжело вздохнул и заплакал:
- Мои дорогие друзья, так легко обманувшиеся внешними знаками, преграждающими человеку путь на каждом шагу, - поймите это и перестаньте быть неудачниками! Великий Джунайд сейчас окружен роскошью, потому что он невосприимчив к роскоши, я же окружен простотой, потому что я невосприимчив к простоте.
Однажды его посетила группа искателей и увидела, что он сидит в окружении невообразимой роскоши.
Эти люди оставили его и направились к дому крайне сурового и аскетичного святого человека, чье окружение было так просто, что у него не было ничего, кроме подстилки и кувшина с водой.
Один из искателей сказал:
- Простота вашего поведения и суровая обстановка гораздо больше нам по вкусу, нежели показные и кричащие излишества Джунайда, который, похоже, сошел с Пути Истины.
Аскет тяжело вздохнул и заплакал:
- Мои дорогие друзья, так легко обманувшиеся внешними знаками, преграждающими человеку путь на каждом шагу, - поймите это и перестаньте быть неудачниками! Великий Джунайд сейчас окружен роскошью, потому что он невосприимчив к роскоши, я же окружен простотой, потому что я невосприимчив к простоте.
Закон обратного эффекта.
Один
человек, пришедший к Аль Шаху Бахауддину Накшбанди, просил у него
совета, как жить, как вести себя, какие вещи следует делать, а каких
избегать.
Мастер пригласил на ужин своих учеников и попросил гостя повторить просьбу. Когда пришедший в почтительной форме изложил свою просьбу, Бахауддин сказал:
— Слушай внимательно! Тебе следует начать вести разгульную жизнь,
добывая себе средства воровством, причем часть денег ты должен относить
мне. Пренебрегай молитвами и внешней чистотой и всегда старайся
добиться превосходства над людьми. Будь хитрым, сильным и беспринципным.
Чем больше говорил Мастер, тем более беспокойным становился проситель и под конец в ужасе выбежал из комнаты.
По прошествии нескольких недель Бахауддин спросил, нет ли новостей об «ученике».
— Есть, — ответили ему, — он живет в Самарканде образцовой жизнью
правоверного. Еще он рассказывает всем, кому может, что ты — Сатана,
который пытался сбить его с истинного пути.
Бахауддин рассмеялся.
— Если бы я велел ему вести благую жизнь, он ни за что не послушал
бы — ему вдалбливали это с детства. Естественно, когда он вырос, ему
понадобилось что-то более необычное и живое. Но когда я запугал его
этой новой странной жизнью, он решил, что будет чувствовать себя лучше,
если будет мягким, добродетельным человеком.
— Но, — спросил один из учеников, — как же твоя репутация, Учитель?
— Участвуют во зле те, кто верит злу. А я уверен, что знающие люди в Самарканде не из таких.
Птица и яйцо.
Жила-была птица,
которая не умела летать. Подобно бескрылым созданиям, она ходила по
земле, хотя и знала, что некоторые птицы летают. Однажды в ее гнездо
случайно попало яйцо летающей птицы, и она высидела
его вместе со своими яйцами. Вылупившийся птенец стал расти и
развиваться, но присущая ему способность летать никак не проявлялась.
Иногда он спрашивал свою приемную мать:
— Когда же я полечу?
И птица, привязанная к земле, отвечала:
— Чтобы взлететь, ты должен быть настойчив в своем стремлении, как все птицы.
Она ведь не умела преподать оперившемуся птенцу урок полета; она
даже не знала, как вытолкнуть его из гнезда, чтобы он мог убедиться в
своих силах. Странно, но птенец не замечал этого; чувство благодарности
к приемной матери не позволяло ему осознать свое положение.
«Если бы не она,— рассуждал он сам с собой,— я до сих пор оставался бы в яйце».
А иногда он говорил себе так: «Тот, кому я обязан своим появлением
на свет, конечно, научит меня летать. Это только вопрос времени или,
возможно, все зависит от моих собственных усилий; а может быть, для
этого надо обладать какой-то высшей мудростью — других причин не
существует. В один прекрасный день птица, которая привела меня к моему теперешнему состоянию, поднимет меня на следующую ступень».
То, что нужно
Однажды Мастер суфи с учениками искали
себе ночлег. Но жители ближайшей деревни прогнали их, приняв за
шарлатанов, и им пришлось останавливаться на ночь в лесу.
На ужин они выложили свои последние крохи припасов, и Мастер вознес благодарственную молитву.
"Учитель", - спросили ученики, - "но за что ты благодаришь Бога? Сегодня он не дал нам ни хлеба, ни крова, и вообще вокруг волки воют - за что благодарить?"
"Этого я не знаю", - ответил Мастер. - "Знаю только одно: Он дал нам именно то, что нам больше всего сейчас нужно".
На ужин они выложили свои последние крохи припасов, и Мастер вознес благодарственную молитву.
"Учитель", - спросили ученики, - "но за что ты благодаришь Бога? Сегодня он не дал нам ни хлеба, ни крова, и вообще вокруг волки воют - за что благодарить?"
"Этого я не знаю", - ответил Мастер. - "Знаю только одно: Он дал нам именно то, что нам больше всего сейчас нужно".
Жил-был принц, унаследовавший
трон, и было решено, что пришло время коронации. Когда при дворе встал вопрос о дате коронации, вперёд выступили астрологи, и сказали: — Дата должна быть назначена только после того, как гороскоп события будет составлен, иначе ваше правление может быть несчастным. — Разумно, — сказал принц. Но тут появился суфий, который сказал: — Ваше Высочество! Согласно этой доктрине, прежде следует составить гороскоп момента, в который будет составлен гороскоп коронации, иначе астрологи могут совершить свою работу в неподходящий момент. — Это правда? — спросил принц у астрологов. — Да, такое может случиться, — отвечали те. — Но, — продолжал суфий, — как насчёт гороскопа о гороскопе гороскопа коронации? Как его составить? На этот вопрос уже никто не смог ответить, и, наконец, после долгих пререканий астрологи решили скорректировать свои правила, и принц взошёл на трон без гороскопа. |
Притчи
Руми.
Сказка песков.
Поток, родившийся далеко в горах, преодолев препятствия на своем пути, достиг, наконец, песков пустыни.
Точно так же, как он преодолел пороги и водопады, Поток попытался преодолеть и это препятствие, но обнаружил, что его воды исчезают, песок поглощает их. Однако он был убежден, что его назначение - пересечь пустыню, за которой были видны высокие горы, покрытые снегами. "Что же делать?"
В этот момент голос, исходящий из самой пустыни, прошептал: "Двигаясь своим обычным способом, ты не сможешь пересечь пустыню. Ты либо исчезнешь, либо превратишься в болото".
"Что же делать?" - воскликнул Поток. "Отдайся на волю ветра, он перенесет тебя!"
"Но в таком случае я потеряю свою свободу!" - воскликнул Поток.
"В любом случае ты не можешь оставаться тем, кем ты был. Ты говоришь о своей индивидуальности потому, что не знаешь своей истинной природы".
Когда Поток услышал это, отдаленные, смутные воспоминания стали всплывать в глубинах его памяти. Он осознал, что уже испытывал состояние полета.
Размышляя таким образом. Поток слышал, как пески шептали ему: "Смелее, только так ты постигнешь свою суть!"
Поток поднял свои пары. И гостеприимный порыв ветра подхватил его и понес к заветным горам. Он летел над песками, испытывая новое, удивительное чувство.
"Да, теперь я знаю свою истинную природу" - думал Поток, мягко опускаясь на вершины гор.
Эликсир жизни
Чтобы пояснить слова Рабий, приведем для примера историю из жизни Александра Македонского - человека, максимально реализовавшего свои амбиции.
Александр всю свою жизнь искал эликсир жизни, дающий бессмертие, и, говорят, нашел его в Аравийской пустыне.
Какая радость! Какой экстаз! Он танцевал от радости. Эликсир в виде живой воды был найден в пещере.
Он отправился туда один, не взяв с собой даже своих ближайших друзей. Войдя в пещеру, он увидел родник, сочившийся из-под огромного кристалла, который светился всеми цветами радуги.
Завороженный, он смотрел на это чудо и уже хотел напиться, как вдруг услышал: "Кар, кар!" Александр вздрогнул. Оглянувшись, он увидел древнего старика с бородой до земли. Рядом с ним сидел ворон.
Старик сказал:
- Прежде, чем напиться, подумай хорошенько. Я выпил этой воды и живу уже несколько веков. Если б ты знал, как я устал! Я в отчаянии. Я хочу умереть и не могу. Я пресытился жизнью, у меня нет желаний. Жизнь должна обновляться, а обновляться она может только через ребенка.
Говорят, на Александра так подействовали эти слова, что он выбежал из пещеры, вскочил на коня и, не оглядываясь, скакал, пока не село солнце.
* * *
Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал.
Его военноначальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадежности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоеван?
Они постучали, вошли и спросили:
- Что случилось, почему ты плачешь?
Он ответил:
- Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл. Александр умер в возрасте тридцати трех лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок, таково было его завещание, чтобы все видели, что он уходит с пустыми руками.
На бойне любви убивают лишь
лучших, Не слабых, уродливых и невезучих. Не надо бояться подобной кончины.
Убит не любовью? Знать, жил мертвечиной! Руми.
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου